Унесённые ветром

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Унесённые ветром » Обо всём на свете » Поговорим о Православии


Поговорим о Православии

Сообщений 671 страница 680 из 710

671

28 августа Успение Пресвятой Богородицы

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5b/Theofanus_uspenie.jpg/274px-Theofanus_uspenie.jpg
Успение. Икона Феофана Грека. 1392 г.

Успением Пресвятой Богородицы называется конец Ее земного пути, то есть телесная смерть. Но про Божью Матерь не принято говорить «умерла», а скорее — «уснула». Ведь не только Ее душа отправилась на Небо — Христос забрал и Ее тело из гробницы, где она как бы спала, ожидая, когда Сын придет за Ней.

После Вознесения Господа Дева Мария жила в Иерусалиме, много молилась, и однажды перед Ней, как и много-много лет назад, предстал архангел Гавриил. Когда-то он принес Пречистой весть о том, что через девять месяцев Она родит Сына Божьего. А теперь он принес весть о том, что Господь через три дня возьмет Ее в Свои небесные обители.

В назначенный день в доме, где жила Богоматерь, собрались многие любившие Ее люди. В том числе апостолы, проповедовавшие в разных городах и странах, но по воле Божьей оказавшиеся в этот важный час вместе. Близкие не могли сдержать слез, а Она утешала их, обещая стать Заступницей за каждого перед Престолом Божьим. Она попросила похоронить Ее в пещере, где покоились Ее родители и супруг Иосиф Обручник. Согласно преданию, Христос спустился на землю, чтобы принять Ее душу. И Пречистая, не испытывая ни боли, ни страха, на глазах у присутствующих как будто спокойно уснула.
Погребение Богоматери сопровождалось многими чудесами. А через несколько дней после него в Иерусалим прибыл один из опоздавших на прощание апостолов (вероятно, Фома). Из любви к нему другие согласились открыть гробницу, но тела внутри не оказалось — Господь забрал его. Вечером того же дня Пресвятая Дева явилась ученикам Божьим во время их трапезы со словами: «Радуйтесь, так как с вами буду всегда».

Так произошло событие, которое на протяжении столетий вспоминают христиане всего мира. И все они, следуя призыву Богородицы, радуются, ощущая Ее присутствие, помощь и поддержку в своей жизни.

https://foma.ru/wp-content/uploads/2021/08/315px-Michelangelo_Caravaggio_069.jpg
Успение Караваджо. (Точное название картины итальянского художника Микеланджело да Караваджо — «Смерть Марии». На ней в первую очередь изображен именно скорбный момент. Но если приглядеться, то в деталях можно увидеть не только реалистичное описание смерти, но и запечатленное в живописи таинство перехода души из вещественного мира в загробный. А в игре света и тени заметить предвестие того, что буквально через мгновение произойдет встреча Божьей Матери со Своим Сыном).

Успение — праздник. Почему?

Богоматери за три дня до кончины было известно, что пришло Ее время умирать. Она сообщила об этом близким, дала последние распоряжения и стала ждать Своего часа. Все, кто пришли попрощаться с Ней, горевали и плакали. А Дева Мария была радостна и спокойна — ведь Она шла к Своему Сыну. Она утешала окружающих и обещала для каждого из них быть Заступницей перед Господом. И по сей день верующие почитают Ее как главную небесную помощницу и обращаются к Ней при всякой нужде.

Но не этим объясняется главная радость праздника. Считается, что Сам Господь принял Ее душу, а через несколько дней вознес на Небо во плоти. Она первой из людей прошла по тому пути, который уготован христианам в конце времен. И хотя догмата о телесном воскресении Девы Марии нет, именно так воспринимается Ее кончина и последующее восхождение на Небо.

Почему Успение праздник, объясняет святитель Григорий Палама: «Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество».

И надежды на небесную помощь Богоматери в земном мире, и отсвет будущей вечной жизни создают неповторимую атмосферу этого праздника, когда все печали и скорби растворяются в великой и таинственной радости.
Пс. Нет наверное ни одного верующего человека, который не чувствовал бы участие в своей жизни Пресвятой Богородицы. С любой бедой, проблемой к Ней, нашей небесной Матери...

672

"Увидеть икону кончиками пальцев"
Представьте, что входите в храм в полной темноте, вы не видите ни икон, ни фресок, ни горящих свечей. Для человека иконы неотъемлемая часть богообщения, Е. Трубецкой называл икону "умозрением в красках", а как незрячие могут ощутить эту часть церковной традиции?
https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/09/IMG_9558_s2-435x600.jpg
Традиция рельефной иконы очень древняя, в раннехристианском искусстве существовали даже статуи с образами Христа, апостолов. Потом от них отказались из-за боязни быть обвиненными в идолопоклонстве.Рельефные иконные произведения в Византии существовали всегда – в дереве, но чаще это был либо мрамор, либо резная кость. Была и традиция изготовления рельефных икон из пасты воска – мастики, напоминающей глину или пластилин, в которую вкладывали частичку мощей. И сам материал становился священным. Икона превращалась в великую святыню.
Чтобы по-настоящему пережить икону, мы должны ослепнуть – с точки зрения нашего мирского, бытового, чувственного зрения. А незрячим этого делать не надо. У них единственный способ пережить икону – вызвать ее образ в своем сознании.

Уже несколько лет в России действует уникальный благотворительный проект «Увидеть икону». Его авторы — супруги Олег и Виктория Зон. Православные храмы, в первую очередь те, где окормляют слепых людей, получают в дар резные иконы. С помощью осязания слабовидящие люди могут «увидеть» образ, что открывает для них полноту церковной жизни.

Сегодня рельефные иконы для слепых людей, созданные скульптором Олегом Зоном по заказам благотворителей, есть уже в 22 храмах России, в том числе в Крыму, в Ярославской области, в Воронеже, в Подмосковье. Две в Москве: одна в храме Христа Спасителя — икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», другая в храме Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине — образ Спасителя.

При создании рельефной иконы для слабовидящих людей нужно учитывать осязательные возможности человека. Икона должна быть большой — от 50-70 см, чтобы незрячему человеку было проще ощутить изображение. Также нежелательно вырезать очень мелкие детали, например цветы, листья, чтобы не усложнять восприятие иконы кончиками пальцев.
https://obj.mosregtoday.ru/upload/3%20%2841%29.jpg

Свой собственный подход есть и у Олега Зон. Так, традиционно на иконе «Всех Скорбящих Радость» вокруг Пресвятой Богородицы изображают людей, страдающих от недугов и скорбей. Однако скульптор решил создать радостный образ — без скорбящих людей, — акцентируя внимание на источнике Радости — Пресвятой Богородице. Из таких же побуждений Олег изображает на резных иконах святую праведную Матрону Московскую с открытыми глазами, ведь там, в вечной жизни, все совершенны.

На изготовление тактильной иконы каждый раз требуется разное время — от двух недель до двух-трёх месяцев. Сроки зависят от размера иконы и сложности композиции. Например, недавно на икону размером 110х95 см у скульптора ушло почти три месяца.
Подробнее здесь:
https://pravoslavie.ru/102092.html
https://mosregtoday.ru/geroi-podmoskov- … om-khrame/

673

14 октября еще один праздник, посвященный Божией Матери - [b]Покров Пресвятой Богородицы.[/b]
https://media.foma.ru/2013/10/pokrov_1-249x300.jpg

https://www.youtube.com/watch?v=CtqV-xr67Rg&t=90s
"Царю небесный, прими милостиво всякого человека молящегося Тебе и призывающего Меня в помощь!" -по преданию так будет молиться на нас Пресвятая Богородица при конце света. Это будет ее последняя молитва за нас...А сейчас у нас еще есть время, что бы обратиться к Ней.
ПС. Всех с праздником! Помощи нам и заступничества Пресвятой Богородицы.

Отредактировано Harita (2021-10-13 19:27:55)

674

«СЕ, СТОЮ У ДВЕРИ И СТУЧУ»
Протоиерей Андрей Ткачев
https://forumupload.ru/uploads/0014/97/f4/4/t151666.jpg

Светоч мира. Художник: Уильям Холман Хант
В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным подражательным вариациям, год от году имеющим тенденцию становиться всё слащавее и слащавее. Лубочные подражания, как правило, называются «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе. На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель, давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.
Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма. И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна, расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину, где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.

Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых, убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона «американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу, который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается, и подмена не замечается.

Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам: либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда. Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для 1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его. Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете, что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.

Ну и последнее на сегодня. На дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Это заметили все при первом осмотре картины и поставили художнику на вид. Но оказалось, что отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход. У сердечных дверей нет наружной ручки и наружного замка. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта. Когда К.С. Льюис говорил, что ад заперт изнутри, он, вероятно, отталкивался от мысли, заложенной в картину Ханта. Если человек заперт в аду, то он заперт там добровольно, как самоубийца в горящем доме, как старый алкоголик-холостяк в бедламе пустых бутылок, паутины и сигаретных окурков. И выход наружу, на стук, на голос Христа возможен только как внутренний волевой акт, как ответ на Божий призыв.

Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст. И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны, то, может быть, мы расслышали стук?

675

5 вопросов о революции и патриархе
18 ноября - день памяти святителя Тихона, годовщина избрания его патриархом в 1917 году

Святитель Тихон был избран первым Предстоятелем Русской Церкви после двухсот лет синодального (фактически прямого государственного) управления ею. Случилось это в ноябре 1917 года. Почти сразу после этого ему пришлось столкнуться со стихией революции. О том, какую позицию он занял и куда вел Церковь, «Фома» побеседовал со старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН, историком Алексеем Бегловым.
https://foma.ru/iblock/743/6889_m.jpg

1.  Как патриарх Тихон относился к большевикам, менялось ли его отношение к новой власти?
— Cуществует большая разница в официальной позиции Церкви по отношению к большевикам до разгона Учредительного собрания в январе 1918 года и после него. Дело в том, что переворот в октябре 1917 года не воспринимался как радикально новое событие до тех пор, пока оставалась вероятность созыва и нормальной работы Учредительного собрания. Ведь именно оно должно было стать тем законным и легитимным органом власти, которое должно было определить политическое будущее России и форму ее устройства. После разгона Собрания отношения резко обострились. Тем более что в январе 1918 года был издан и декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

Этот документ был воспринят как кощунственный акт, поскольку, среди прочего, предусматривал национализацию храмов, то есть фактически изъятие их у верующих. Реакция проходившего тогда Поместного собора и патриарха была крайне жесткой, они фактически призвали к акциям гражданского неповиновения. Вместе с тем нужно отдать должное мудрости священноначалия Русской Церкви, поскольку Церковь сразу же дала понять, что она готова к переговорам с властью по поводу этого декрета. Церковь просила создать комиссию, в которую вошли бы ее представители, и которая вместе с новой властью отредактировала бы этот декрет. То есть Церковь хотела диалога.
В том же 1918 году патриарх Тихон в одном из своих воззваний категорически осудил Брестский мир, который отдал в плен значительную часть православного населения, ведь Германии отходили Украина и Крым, а также вся Прибалтика. А осенью 1918 года патриарх так же резко осудил начавшийся красный террор.
https://media.foma.ru/2012/02/PATRIARH-TIHON-VOZGLAVLYAET-ZASEDANIYA-POMESTNOGO-SOBORA-e1479454890855.jpg
Патриарх Тихон возглавляет заседание Поместного собора 1917-1918 гг.

1919 год — это самый активный год Гражданской войны. Здесь патриарх Тихон проявил пастырскую мудрость. Выступления этого времени содержали критику и противников большевиков, например, он осудил совершавшееся ими насилие в отношении мирного населения и еврейские погромы. А осенью 1919 года патриарх прямо призвал паству и пастырей воздерживаться от политики и занять нейтральную позицию.

2. А как будущий патриарх Тихон встретил свержение монархии?
— Надо понимать, что ко времени революции имел место глубокий кризис в государственно-церковных отношениях. Разочарование от деятельности правительства испытывало и духовенство. Надо также учитывать, что сперва свержение монархии не предполагало того катастрофического развития событий, к которому оно привело затем: император Николай всего лишь отрекся от престола в пользу своего брата Михаила. Потом великий князь Михаил отрекся в пользу Учредительного собрания. Предполагалось, что оно будет созвано в ближайшее время и, может быть, вновь установит монархию.
Все это не позволяло осознать масштабность происходящего перелома.
Церковь в целом лояльно относилась к Временному правительству, признав его. Однако отношения священноначалия с революционным обер-прокурором Львовым были достаточно напряженными. Львов распустил тот состав Синода, в который входил архиепископ Тихон, будущий патриарх. Новые власти так же, как и их предшественники, пытались вмешиваться во внутренние дела Церкви.

3. Поддерживал ли патриарх Тихон отношения с политическими кругами, боровшимися с большевиками?
— Патриарх Тихон выступал не как некая политическая фигура, но как безусловный моральный авторитет, к которому пытались апеллировать разные политические силы. Однако сам он не демонстрировал политических пристрастий, хотя большевики и пытались обвинить его в том, что он поддерживает связи с белогвардейцами. Известно, что к патриарху обращались представители кадетов с просьбой благословить «белых», но он отказался, не считая возможным занять одну сторону в гражданской распре.

https://media.foma.ru/2012/02/IMG_20160905_174557-e1479454784151-700x473.jpg
Патриарх Тихон благословляет народ

4. Есть версия, что патриарха Тихона отравили? Как Вы к ней относитесь?
— Да, такая версия существует. Советская власть действительно покушалась на его жизнь. Известно покушение, когда был убит его келейник. С другой стороны, у нас нет никаких документальных данных на этот счет.

В 1923 году планировался процесс над патриархом, который должен был закончиться расстрелом. План состоял в том, чтобы обезглавить Церковь как мощную общественную силу, идейно противостоящую Советской власти. Другое дело, что этот процесс не состоялся.

5. За что Патриарх Тихон был канонизирован?
— Он был канонизирован как первый в сонме российских новомучеников и исповедников в 1989 году и как бы открыл вереницу прославления российских новомучеников XX века. Святитель Тихон прославлен не только потому, что мудро и достойно провел корабль Церкви через тяжелые испытания, но и за личный подвиг. Ведь он был несколько раз арестован, жил в атмосфере постоянной травли. Это, безусловно, исповедничество.
Источник
ПС. Сегодня престольный праздник нашего храма, прошла Божественная литургия, которую возглавил наш епископ Филарет, много было гостей и различных разговоров о патриархе Тихоне. Трагическое время, сильные люди, а мы за ковид переживаем)

676

Галя, общаюсь со школьной подругой, она очень религиозный и воцерквленный человек, как и ты. Знаешь, от вас идет какая-то уверенность, спокойствие и благодать, стержень у вас. Поговорю с ней и легче становится, правда, она еще и психолог. Надо верить хотя бы для того, чтобы жить было легче, чтобы опора какая-то была, не знаю, как выразить словами.

677

Марго написал(а):

Надо верить хотя бы для того, чтобы жить было легче, чтобы опора какая-то была

Это точно. Страха нет, перед будущим, к примеру. Знаю, что Господь не оставит. Перед этим ковидом, перед прививками.

Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

Главное просить Бога о милости, о помощи. Если что и случится, то по промыслу, на нашу же пользу. Перенести с терпением, с благодарением за всё...я тоже не знаю. как выразить. но сердцем чувствую...

678

21 ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
https://media.foma.ru/2014/11/sobor-Arihistratiga-Mihaila-e1416491942165.jpg

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” (Мф. 25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Пс. По сути мы сегодня в День чинов ангельских все празднуем и  день своего ангела-хранителя.
Всех с Днем Ангела!

679

19 декабря РПЦ отмечает день памяти святителя Николая Чудотворца. ( Еще 19 декабря называют в народе Николой зимним, есть и Никола летний , отмечается 22 мая)
https://media.foma.ru/2015/12/23845336045_603753880d_k-e1481795448136.jpg
Нет на Руси более любимого и почитаемого святого, чем свт. Николай. Его называют не только чудотворцем, но и Николой угодником. Таких святых особо почитают за многочисленные чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям.
Всех с праздником, а Никол с именинами!

680

Уроки из жития святых.
Изучениям житийной литературы занимается специальная наука агиография.
Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. Из житий мы узнаем о богословских воззрениях той или иной исторической эпохи, историю Церкви, народные,  религиозно-культурные аспекты, наконец, это просто христианская литература, как древних времен, так и современного времени, поскольку жития продолжаются писаться до сих пор.
Если взять любую пару святых, мы увидим однотипность изображения  их жизни: многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, любовь к богослужению, равнодушие к детским играм и т.п.
В принципе, житие святого – это не столько описание его биографии, сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим.
Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь “другом Божиим”, входит в Царство Христово.
Что же мы можем узнать из жития святого, если они стандартны? Но есть много нюансов, делающих отличными одно жития от другого, причем нюансы таковы, что именно по ним мы узнаем того или иного святого. И еще надо уметь читать, уметь видеть за тем или иным фактом душеполезность для самого читающего.
Вот, к примеру св. Николай, о его жизни мы знаем очень мало, есть даже мнение, что жития свт.Николая архиепископа Мирликийского переплетаются с житием другого св. Николая. Может для ученых и есть здесь исследовательский интерес, но для нас важнее душеполезность жития.
Простой пример. Еще будучи юношей св. Николай помогает трем девушкам избежать публичного дома, подложив три узелка с монетами. Он не был еще святым и прославленным, он был юношей, лет 16-18, получившим наследство. И как он распорядился им? Стал помогать неимущим, оказавшимся в беде. Найдутся ли среди нас такие юноши?
И почему он не сразу положил три узелка, а по очереди для каждой девушки?  Возможно, положив первый узелок. он увидел, что отец правильно распорядился этими деньгами, не оставил их себе, не употребил на какие-то свои нужды, а отдал все деньги на приданое дочери. Появляется после этого и второй узелок и потом третий...Разумная благотворительность. Наверное это и нам всем  пример...


Вы здесь » Унесённые ветром » Обо всём на свете » Поговорим о Православии