Первый зов великопостной весны
В Православной Церкви начинается особый период- подготовка к Великому посту и первой неделей (вс.) является Неделя о мытаре и фарисее.
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Лк.,18, 10–14.
Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия – это те короткие рассказы-притчи, которыми пользовался Христос в своем учении, в своем общении с народом. Поразительно же в этих притчах, что, сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными и сегодня, бьют в ту же цель. А это значит – в наше сердце.
Ведь уже устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы. А эти, такие, простые на первый взгляд, бесхитростные рассказы живут полной жизнью. Мы слушаем их – и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то только к нам, ко мне относящиеся.
Притчи, соединяя в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни несут нам вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи – задуматься.
Красота притчи в том, что она не делит человечески ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, какие все должно быть. Притчи – это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время и сезон они прорастут и дадут восходы.
Само слово «притча» пришло к нам из евангельского учения. «Притча» происходит от греческого «параволи», означающего сравнение, уподобление. Притча – это небольшой текст, в котором какая либо нравственная истина объясняется при помощи привычных жизненных ситуаций или природных явлений. Иисус Христос начинал учить людей притчами, чтобы в образной форме выражения пробудить слушателей к размышлению о духовной жизни и её законах. Конечно, та жизнь во многом не похожа на нашу. Но, не смотря на разницу во времени и в правах, люди тех времен не так уж и отличаются от нас. У них были проблемы, духовные запросы и потребности, похожие на наши. Именно притчи учат нас жить в соответствии с евангельскими заповедями.
В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.
На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой.
Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.
Но возьмем только наше время, возьмем самих себя. Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это — не правда ли? — вот это самое безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря более древним, но опять-таки вечным языком — гордыня.
Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их.
Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения — не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, — общественным и даже государственным преступлением. Оказывается, любить родину — это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти.
Оказывается, быть человеком — это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так.
Протопресвитер Александр Шмеман.
Источник:https://www.pravmir.ru/o-mytare-i-farisee-pervyj-zov-velikopostnoj-vesny/
Отредактировано Harita (2021-02-21 21:00:47)