Про чудеса Трицкого обора. Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. Что на это было изволение Божие, подтвердилось особым знамением, когда при воздвижении креста в 1874 году на виду всех присутствующих над крестом в вышине вились три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, видели над собором необыкновенный свет. А в 1875 году преосвященный Иоанникий неожиданно для обители решил освятить собор лишь с тремя необходимыми иконами. (Из истории Дивеева)
Одна из главных святынь собора — чудотворный образ Божией Матери "Умиление", перед которым всю жизнь молился и отошел ко Господу батюшка Серафим. Икона находилась справа от Царских врат в золоченом киоте. Она была перенесена в Дивеево после кончины батюшки Серафима. Император Николай II пожертвовал на икону золотой оклад с драгоценными камнями. Эта икона занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Богородица.
В соборе сохраняются в витринах за ракой некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.
Были у о. Серафима и очки.
С ними связана весьма занимательная история.
В первой половине 19 века отношение в России к ношению очков было крайне неоднозначным, например, по воспоминаниям современником, Дельвига, лицейского друга Пушкина, когда тот впервые явился в очках в учебный класс, просто выгнали вон. Более того, начальство Лицея ему так и не позволило до конца учебы носить эти «злокозненные линзы». Чиновники николаевской России не имели никакого права носить очки на службе. Впрочем, непростым отношением к этому замысловатому предмету, грешила и Европа, правда несколькими веками раньше. В XVI веке очки для европейцев хоть и стали привычной вещью, но серьезно подвергались критике некоторых церковных служителей. По их мнению, плохое зрение, как и все другие болезни — это кара небесная за грехи, а линзы якобы являлись дьявольским изобретением, чтобы противодействовать воле Божией. Даже чертей и ведьм на старинных гравюрах иногда изображали в очках. Первым достоверным свидетельством использования очков от близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем в 1517 году. Понтифик, отправляясь на охоту, всегда брал с собой это приспособление для усиления зрения.
В Россию очки впервые попали в начале XVII века из Германии. Стоили они очень дорого, но, тем не менее, пользовались спросом и служили показателем благосостояния. Немецкие очки были, в частности, у царя Алексея Михайловича — человека не только начитанного, но и пишущего. В «Расходной книге» первого русского государя из династии Романовых есть такая запись за 1614 год: «Для царя у московского гостя были куплены очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». При этом у патриарха Никона в ту пору было уже целых восемь пар очков. Во второй половине XVII века Россия начала закупать очки оптом.
так что батюшка Серафим не отстал от прогресса)) Он попросил у келейника, приобрести для него
приспособление для навострения глаз
Да, кстати нашла фразу, определившую мое отношение к Серафиму Саровскому.
Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами, все приидите ко мне на гробик, да припав, как живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мною говорите, и я всегда для вас жив буду».