19 декабря один из любимейших дней русских людей- празднование дня памяти Николая Чудотворца.
Чудотворцами именуют особо почитаемых святых за многочисленные чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.
Поскольку он был избран епископом города Миры (Ликия), то его называют святителем Мир Ликийским.
Русские люди стали почитать Николая Чудотворца вскоре после Крещения Руси. Первые иконы святого появились в нашей стране не позже середины XI века — это, например, фрески Святой Софии в Киеве.
Еще его именуют Угодником, опять же по причине быстрой помощи людям.
Нет на Руси городка в котором бы не было храма посвященного свт. Николаю. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда — самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.
Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие.
Так же и икон свт Николая множество.
Поясной- с Евангелием
Новгород., 1294 г.
Ростовые иконы, напр. Никола Зарайский, в полный рост с разведенными руками
Святитель Николай «Зарайский».
15-16 в. Каргополь
Или «Никола Можайский». Здесь Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На них прославляется Святитель, как защитник городов русских.
Оплечные иконы:
Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону.
Среди оплечных есть очень интересная икона "Никола Отвратный",
изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».
В народной культуре также возникают специфические названия образов Святителя Николая такие, как «Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый»
При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
"Никола Мокрый" образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве.
Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды.
И самая большая группа икон- житийные, где, кроме образа стоят "клейма"- изображение чудес и эпизодов из жизни святого.
И, наконец, один редкий, малоизвестный образ свт. Николая
Икона, написанная на основе прижизненного портрета святого Николая Чудотворца.
Базилика св. Николая в г. Бари, Италия.
Но как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу - по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости.
Подробнее здесь